Статья
Как написать отличный сценарий презентации? Убить всё, что вам дорого
Это перевод статьи How to write a great talk: Murder your darlings, которую написала Нэнси Дуарте в своём блоге на LinkedIn. Чтобы прочитать оригинал, зайдите на LinkedIn через прокси.
Нэнси Дуарте
CEO креативного агентства Duarte, Inc. и писательница, автор книг о презентациях Illuminate, Resonate, Slide:ology и Slidedocs.
Когда преподаватели писательского мастерства хотят объяснить, что значит редактировать, они говорят: «Убивайте всё, чем дорожите». Этот принцип родился в 1914 году на лекции британского писателя Артура Квиллер-Коуча, который сказал:

«Каждый раз, когда вы чувствуете желание создать прекрасный текст, поддайтесь ему целиком и полностью — а потом удалите текст до того, как кто-нибудь его увидит. Убейте всё, что любите».
Это правило можно применить и к презентациям. В процессе работы над сценарием прийдётся «убить» не один черновик, потому что первые версии будут далеко не идеальными. Всегда можно что-то улучшить. Генерировать хорошие идеи сложно, поэтому уничтожать свои наработки кажется жестоким.

Если вы хотите, чтобы ваши самые важные идеи выделялись среди остальных, то нужно научиться безжалостно отсекать всё лишнее и отпускать то, что только кажется хорошим на первый взгляд.
Чтобы понять ваши идеи, слушателям нужна ясность. Люди способны воспринимать ограниченное количество информации — это подтвердило исследование Американской ассоциации психологов. Поэтому проредить сценарий презентации и оставить только важные концепции — это ключ к тому, чтобы не перегружать слушателей идеями, которые они не смогут переварить.

Люди не обязаны догадываться, что в вашем контенте главное, а что — второстепенное. Не забывайте про временные рамки презентации — несколько исследований показали, что внимание зрителей резко падает уже на десятой минуте выступления. Редактируйте сценарий презентации так, чтобы продолжительность вашего выступления позволяла вовлекать слушателей и оставаться с ними на одной волне.

Как определить, что сократить, а что оставить, когда уже прикипел душой к своим идеям? Вот подробная инструкция о том, как найти в тексте сценария своих любимых и «убить» тех, которые не нужны для успешного выступления с презентацией.
Генерируйте идеи и избавляйтесь от банальных
Проведите мозговой штурм. Сфокусируйтесь на основной концепции, а все факты, истории и данные, которые могут усилить её, соберите в списки.

Длинный список идей готов? Теперь пришло время скептически посмотреть на первые несколько мыслей и вычеркнуть их — потому что чаще всего первыми в голову приходят очевидные вещи или клише.

Заведите полезную привычку начинать разработку презентации с этого этапа. Вычёркивание банальностей помогает найти нестандартный способ раскрыть свою идею и выделиться на фоне других спикеров.
Сформулируйте Главную Идею и сократите всё, что не подкрепляет её
Главная Идея вашей презентации — это то, что должно остаться в голове у слушателей после того, как вы выступили. Каждое слово и цифра на слайдах должны эту идею усиливать. Поэтому, чтобы не перегружать презентацию лишней информацией, начните с понимания того, в чём ваша Главная Идея.

Ответы на эти вопросы помогут вам рассказать о том, что важно для слушателей, и почему они должны доверять вашим словам:
1
Есть ли в теме вашей презентации то, о чём вы можете рассказать лучше любого другого специалиста?
2
Почему это важно для людей, которые пришли вас послушать?
3
Что они получат, если начнут разделять ваши идеи? И чего лишатся, если нет?
После того как вы сформулировали Главную Идею, пришло время сократить всё, что не относится к ней, и перекроить черновик сценария презентации. Если какие-то мысли вам особенно нравятся или кажутся интересными, но при этом уводят историю от Главной Идеи — избавьтесь от них.
Обязательно добавьте контраст
Сокращайте без сожалений. Оставляйте только элементы структуры готового продукта — особенно контраст.

Контраст — это мощный инструмент продвинутых презентаторов. Его используют в презентации, чтобы противопоставлять положение дел в настоящем изменениям в будущем. Такой приём помогает слушателям быстро понять суть презентации и с интересом воспринимать то, что говорит спикер.
Кроме этого контраст вовлекает зрителей в презентацию, потому что он создаёт напряжение — аналогичное тому, которое бывает в фильме с интересным сюжетом. Слушатели искренне захотят узнать, что будет дальше, как вы справились со всеми проблемами, о которых рассказываете. Исследования показали, что интрига ожидания активизирует человеческий мозг — она же поможет сфокусировать внимание слушателей на вашем выступлении и схватывать на лету всё, что вы говорите.
Когда у вас получится хорошо отредактированная версия сценария презентации, разберите финальный черновик и убедитесь, что в нём достаточно элементов контраста, которые поддержат интерес слушателей к вашему выступлению. Контраст уместен не только на уровне текста — его можно добавить в подачу и дизайн.
Тяжело взять и сразу избавиться от того, что любишь. Кто устоит перед желанием поделиться историями, с которыми уже сроднился? Но презентации, которые достигают целей и меняют людей, рождаются только в процессе редактирования без сожалений.
Поделиться в соцсетях
Читайте статьи о том, как не потерять свою идею в ужасной презентации